Чат-бот для сайта семинара
Разработали чат-бота для сайта федерального семинара. Одна из тем семинара - актуальные тренды интернет-маркетинга, автоматизация продаж, инновации в интернете. Поэтому чат-бот был необходим как наглядная демонстрация инноваций.
Назначение чат-бота - консультация пользователей по семинару, ответы на основные вопросы. Такой робот работает консультантом на сайте в режиме 24/7 без отдыха и выходных.
Что такое чат-бот? Чат-бот представляет собой программу, которая может общаться с пользователями (имитируя поведение человека) для достижения какой либо цели или развлечения.
Часть знаний робот получил с нашей помощью, часть формируется с помощью технологии искусственного интеллекта (AI).
Робот отвечает на вопросы о семинаре и экономит время консультантов.
Для ответа робот может написать текст, приложить изображение, дать ссылку.
Также для разнообразия мы научили отвечать робота на простые вопросы и не о семинаре и даже немного выражать свои эмоции.
Времени на разработку было мало. На полную отработку всего алгоритма и обучение робота реакции на все возможные ситуации с учетом предыдущего опыта взаимодействия с пользователем требуется в разы больше времени. И, как всегда, сложность добавляет морфология русского языка, многозначность и другие «подводные» камни великого и могучего.
Каким навыкам мы обучили робота:
- Предоставлять информацию о семинаре, отвечать на вопросы о семинаре. Этот навык охватывает самые разные вопросы: регистрация, время и место проведения, организаторы и т.д.
- Реагировать на основные вопросы по темам, связанным с тематикой семинара
- Предоставлять информацию об организаторе семинара
- Рассказывать о себе
- Соглашаться и реагировать на ответы
- Благодарить, выражать некоторые эмоции
- Реагировать на негатив
- «Уходить» от ответа
- Реагировать на похвалу
- Реагировать на грубости
- Отвечать на вопросы о конкурентах
- Рассказывать анекдоты
- Реагировать на вопросы по основным популярным темам по жизни в целом
- Здороваться
- Прощаться
Этапы разработки чат-бота
- Определение круг задач, которые должен решать чат-бот.
- Разработка коммуникационной архитектуру. Построение схем диалога.
- Структурирование контента, классификация понятий, агрегирование данных, сбор синонимической базы и моделирование ответов бота.
- Расширение контента, используя различные форматы (в том числе изображения). Расширение вариативности диалога.
- Интеграция на сайт.
- Бета-тестирование.
- Активация чат-бота и запуск. Контроль диалогов, улучшение логики, исправление, расширение словарей.
Проблемы при разработке чат-бота
В мире пока не сформировались интуитивно понятные, однозначные и легкие в использовании на русском языке паттерны для совершения похожих действий. Подобная платформа развивается Google, а также другими платформами и разработчиками, однако единой общепринятой системы пока нет.
Также технологии понимания естественного языка пока недостаточно широко распространены, чтобы обучаемый бот с нейросетями был прост в реализации.
Эта задача может быть решена при помощи подключения сервисов обработки естественного языка и машинного обучения. Среди самых популярных — IBM Watson Conversation, Dialogflow (api.ai), wit.ai. Можно сразу создавать чат-бота с нуля на основании одного из этих сервисов или подключить к существующему боту возможность обращаться к сервису для распознавания текста/речи (что сложнее).
Действие основывается на понимании «интентов» — намерений пользователя. Например, при запросах «Когда пройдет семинар?», «Дата семинара?», «Какая дата семинара?», «Какого числа будет семинар?» намерение пользователя — узнать дау проведения семинара. Для того, чтобы извлекать значение нужных параметров во введённом пользователем тексте, например, дату или город, используются сущности. В зависимости от интента, сервис возвращает пользователю соответствующий ответ. При использовании сервиса создаётся базу намерений и ответов на них, на основании которых бот взаимодействует с пользователями.
Очевидно, что за такими технологиями будущее и роботы скоро заменят многих специалистов - консультантов по продажам и техподдержке и традиционные онлайн-консультанты. Виртуальный собеседник перестает быть живым человеком, на его смену приходят мощные программы. Их функция не только развлекать, но и быть надежным помощником в повседневной работе.
Крупные компании, такие как Facebook и Microsoft участвуют в разработке технологии наряду с целым рядом стартапов, крупнейшие бренды также экспериментируют с чат-ботами. Чат-боты, которые используют искусственный интеллект, имеют гораздо более реалистичные разговоры с пользователями. Такой тип чат-ботов учится после каждого взаимодействия с пользователем, и это позволяет ему лучше понимать намерения пользователей и чего они хотят.
Что помогает при разработке чат-ботов
- Наличие опыта проектирования как чат-ботов, так и алгоритмов, систем, процессов
- Понимание особенностей языка
- Понимание особенностей тематики и вариативности тем
- Использование коллаборационных систем
Пообщаться с роботом можно на сайте http://просеминар.рф